Deprecated: Function split() is deprecated in /home/u96056/konstal.ru/www/netcat/full.php(106) : eval()'d code on line 1
Проекты домов, проекты коттеджей, проекты загородных домов, типовые готовые проекты. — Полезные статьи
Сервис звонка с сайта RedConnect
Логин Регистрация Пароль Забыли?
Калькулятор стоимости строительства дома
Доставка проектов:
Москва, Санкт-Петербург 1 день
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Воронеж, Самара 2 дня
Тюмень, Калининград, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Владивосток, Пермь, Челябинск, Оренбург 3 дня
Доставка в другие города России и страны бывшего СНГ 1-5 рабочих дней
по материалу:
кирпич бетон дерево каркас
помещения:
сауна гараж бассейн

Архитектура -послание в вечность

В 70-х годах прошлого века Государственную премию в области литературы, искусства и архитектуры получило здание пансионата, столь ловко вписанное в местность, что его ниоткуда не было видно. Это качество объекта жюри расценило как основную заслугу архитекторов и проектировщиков. Правда, после описанного события в архитекторской среде долго жил анекдот: триумф советской архитектуры -лучшее, что она может сделать, это остаться невидимой. Сей ретроспективный курьез спустя 30-40 лет уже не кажется таким забавным, ибо идея строительства "незаметных" домов становится весьма актуальной. В современном мире многие хотели бы скрыть свое жилище от посторонних глаз. Об этом и многом другом размышляет руководитель архитектурной мастерской "Архстройдизайн" Алексей ИВАНОВ.

Повторяться каждый раз по-другому - не это ли есть искусство?

Полгода назад к нам обратился один довольно известный господин с просьбой продумать концепцию развития его усадьбы. Он владелец очень хорошего участка, одного из немногих, еще оставшихся по западному направлению, на берегу Москва-реки. Эта территория интересна своими ландшафтными характеристиками. С въездной группы она примыкает к развитому, сложившемуся парку, существующему долгое еремя, с другой стороны - к берегу Москва-реки, причем на реку открывается красивый панорамный вид. Рельеф участка спокойный. Пейзаж идиллический, и хозяин попросил нас "что-нибудь сделать, чтобы не испортить имеющуюся красоту". Эта, в общем-то, непростая идея пришлась нам по душе: было интересно проверить - можно ли создать такую среду, которая органично вписывалась бы в окружающее великолепие, являясь его незаметной для любопытствующего чужого глаза, и при этом комфортной для ее обитателей? Рукотворной архитектуре в данном случае отводилась роль своеобразного обрамления для существующего ландшафта.

МЕЧТА ИНДИВИДУАЛИСТА

Реализация идеи требовала попутного решения нескольких задач. Первую вполне ским заветом - не навреди. Иначе говоря, участок, а как максимум - развивать и продолжать его тему. Вторая задача состояла в том, что мы на практике хотели показать связь архитектурного воплощения проекта с его функциональной насыщенностью. А этот критерий, в свою очередь, определяется сутью дома и характером его обитателей; содержание определяет образ дома. И последнее условие, о котором мы заботились, приступая к созданию дома: он должен не уменьшать площадь участка, а наоборот, способствовать его увеличению. Парк на въезде диктовал нам повторение своего рельефа; к Москве-реке дом разместился стеклянным фасадом, а вот лужай-чато-травянисто-каменным дом обращен к въезду, на парк. Живописности и романтического флера добавили "остатки руин" -каменные стенки-подпорки, стилизованные под части фундамента когда-то развалившегося дома. Так что в открывающейся перспективе стороннему наблюдателю затруднительно разглядеть классические очертания дома - их просто нет, ну а предположить,, что имеющийся там холм и есть человеческое жилье - почти невозможно.

ДРУГИЕ ПРАВИЛА

Конечно, упомянутый проект - ярчайший образец индивидуализма, буквально вылепленный с учетом особенностей ландшафта и характера будущего жильца Но индивидуальное строительство для многих пока остается пающего дом. в поселке готовой застройки, гораздо более ограниченны по сравнению с возможностями того, кто возводит его на обязательствами. Последние два-три года показали, что все большее число организаторов застройки при продаже накладывают на участки так называемый сервитут, то есть набор ограничений, которые принимает на себя покупатель. Он тем жестче, чем эффективней строительство в поселке. Первый в моей практике сервитут оказался и самым жестким. В поселке "Велич" инвесторы (они же жители поселка, они же и его строители) выдвинули несколько условий. Это запрет на изменения фасадов, использование ограды выше 1,20 и, к тому же она должна легко просматриваться, чтобы создавать для всех жителей поселка перспективу и ощущение свободного открытого пространства. Если во многих поселках разрешено самостоятельное возведение на участках бань, бассейнов и так далее, то в "Величе" - нет.

Здесь достаточно жестко лимитирован и выбор проектов: 8 или 10, которые могут использоваться будущими владельцами. Застройка большинства участков четко оговаривается - на этом месте может стоять только такой дом. Подобная практика пришла к нам из Америки, она очень честная: не хотите - не берите. И многим такие условия нравятся, они считают их разумными.

Существует и более свободная практика, когда строится 5-6 пилотных домов, создается генплан участка и покупателю предоставляется возможность выбрать тот проект, который ему нужен. Правда, выбор все равно обсуждается с главным архитектором поселка. В поселке "Новые изменения фасада: можно остеклить лоджии, а также устраивать беседки на участке, в "Бельгийской деревне" можно пристраивать бассейны.

Варианты индивидуализации собственного дома в рамках единой концепции строитэльства все-таки есть, хотя их и немного. Первое - проектирование интерьера. Второе - обустройство ландшафта (правда, есть поселки, где и ландшафтное проектирование берет на себя генеральный застройщик). Но чтобы чувствовать дом своим, человеку необходимо участвовать в его создании. Прекрасно понимая это, мы начали разрабатывать проекты, в которых предусмотрена возможность внесения измене- пристроить к дому подсобные помещения, сделать надстройку, не травмирующую образ и облик всего поселка.

Надо сказать, что, создавая объекты для массового строительства, необходимо уловить те тенденции, которые будут пользоваться успехом и по прошествии многих лет, ведь покупка дома - это в том числе вложение средств, поэтому всегда следует заботиться о его ликвидности. Примеров, иллюстрирующих несоблюдение этого правила, мы имеем предостаточно: сейчас практически невозможно продать громадины (или не громадины), но совершенно странные домаЮ-петней давности.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Любопытно, что между европейскими (или американскими) и российскими проектами массовой застройки существуют принципиальные различил. Например, приехав 10 пет назад из Америки, я искренне и серьезно пытался убедить наших покупателей в том, что двусветные - на два этажа - гостиные, двусветные холлы и еще какие-то элементы, придающие загородному жилью комфорт, - это хорошо. Но если в американском доме двусветная гостиная и семейная гостиная, примыкающая к кухне, - необходимая связка даже для маленького дома, то русского покупателя сложно соблазнить двумя гостиными, и от маленькой он отказывается. Реалии российской жизни показали, что наши заказчики не могут жить комфортно в высокой гостиной, начинают перебираться либо в кабинет, либо переделывают столовую под семейную комнату. То есть, нашему человеку нецелесообразно делать двусветное пространство для гостиной, ему лучше предлагать такие варианты поддержки, как размещение рядом кабинета и еще какого-то пространства, способного превратиться в уютный семейный уголок. А вот красивые двусветные холлы -это всегда пожалуйста, потому что воспринимается это нашим заказчиком как престижная роскошь. Еще ему нравятся внутренние использовать опционное пространство над гаражами для организации там игровых зон, бильярдных, домашних кинотеатров - то есть помещений, находящихся на пол-уровня -над первым этажом и ниже второго. Это помогает отделить их от основного дома и создать дополнительную приватную зону. Людям нравятся террасы, правда, они их любят остеклять - ну и что. Ради бога. А балконы вторых этажей из-за сложности эксплуатации (протекания, примыкания к стенам) популярностью не пользуются. К числу специфических русских требований я бы отнес связку кухни и бойлерной. Дело в том, что, разнося их в разные углы, мы вынуждали заказчика добиваться двух вводов газа в дом, а это дополнительная трата денег, проблемы, трубы. Сейчас мы делаем бойлерную либо под кухней, либо рядом. Мелочь, а имеет большое значение. На первый план выходит устройство большего количества подсобных помещений: кладовых, ниш и прочее В гаражах мы должны предусмотреть места для снегока-тов, велосипедов и садового инвентаря. В 300-метровом доме массовой застройки выкраивание пространства для новых помещений - это всегда поиск компромисса. И еще одна из российских тенденций - это раскрытие дома на участок. У наших заказчиков, слава богу, сильно ощущение преемственности поколений и культуры. А дом как раз и есть тот остров, где человек ощущает себя частью семьи, частью истории. Мы пытаемся найти связь между традиционным ощущением дома и существующими современными тенденциями.

Если говорить о тенденциях мировых: к чему тяготеют граждане мира - к типизации или все-таки к индивидуализации, то получим странную картину. Каждый человек стремится к индивидуализации, а между тем в мире идет общий процесс глобализации, когда все становится одинаковым. И это серьезно размазывает культуру.

Приступая к работе над проектом "Бельгийская деревня" (сейчас мы его уже заканчиваем) нам казалось полезным ознакомиться с аутентичными проектами. Что вы думаете? В Бельгии мы с трудом нашли деревню, а в ней с еще большим трудом отыскали десяток бельгийских домов. Во-пёрвых в Бельгии нет деревень, во-вторых, загородное строительство интересно только в той части страны, где оно насчитывает приличную историю. А современная частная бельгийская застройка удручающая. Были обнаружены два типа домов: канадские дешевые, продающиеся как дорогие, или, что еще хуже - немецкие функциональные коробки (на наших людей такие уже давно не производят никакого впечатления). Очень простые, но ужасно дорогие дома мидл-мидл класса... Вот, собственно, и все, никаких тебе бельгийских загородных домов. Правда, я не говорил с бельгийскими архитекторами. Может быть, они точно так же, как мы рвутся в небо в поисках загадочной бельгийской души и образа загородного бельгийского дома, но массовое строительство никак не свидетельствует об этом.

Несомненно: индивидуальное строительство прельщает всех. Но это очень дорого: гонорар архитектору за проект индивидуального дома, плюс стоимость строительства, плюс стоимость земли...да еще и не в каждом месте власти разрешат строить индивидуальный дом по индивидуальному же проекту...

Конечно, втайне каждый человек хочет пошить себе свой костюм, сделать себе свой автомобиль, купить себе квартиру, жениться на самой красивой женщине и жить в индивидуальном доме. Кто ж ему даст? Это вопрос возможностей. Средний класс берет массовый продукт. И именно массовым продуктом, как когда-то социальными застройками 50-60-х годов, испортили Европу. У Бродского есть замечательные слова: "У Корбюзье то общее с "Люфтваффе"/, Что оба постарались от души / Над переменой облика Европы/. Что позабудут в ярости циклопы/, То трезво довершат карандаши".

Получается, что к чести России у нас гораздо больше возможностей делать оригинальные вещи. Но на пути к цели всегда стоят какие-то препоны. Например, бедность. Наши заказчики в массе своей бедны, что бы они там о себе не думали. Очень мало по-настоящему дорогих домов и индивидуальных заказов. В основном наш заказчик делает слепки с чего-то уже известного. Только когда появится грамотный заказчик, который знает, чего хочет и готов платить за это, тогда можно будет говорить о культуре и искусстве загородного строительства. Конечно, для этого нужен грамотный архитектор, который знает и понимает, что происходит в загородном строительстве во всем мире. Спрос на оригинальные идеи у заказчика есть, но он по-прежнему мал. Хотя справедливости ради скажу: формация прогрессивных заказчиков существует и оказывает свое влияние на облик загородной архитектуры в целом.

СПАСАТЕЛИ ЛЮДЕЙ

Начало 90-х годов вошло в нашу жизнь с новыми лозунгами: клиент всегда прав, да здравствует капитализм. Этот фактор в совокупности с отсутствием опыта у застройщиков привел к появлению уже упомянутых объектов недвижимости странного стиля. Возникает вопрос - как привить вкус заказчику и должны ли этим заниматься архитекторы? Наверное, должны. И вот почему. Раныие-строитель и архитектор диктовали своим заказчикам, как и что надо делать, но случилась революция, все бросились в другую крайность - клиент всегда прав, заказчик -наш рулевой, что он скажет, то и сделаем. Прошло время, и пришло понимание, что абсолютно клиент не прав, более того, за очень В противном случае не пришел бы к архитектору. А он идет. Вообще, есть теория, придуманная моим коллегой Александром Хомяковым, и она мне нравится. Теория такая: мы врачи, мы должны людей спасать.

К нам приходит человек, говорит: помогите, у меня есть земля, она дорого стоит, куратно, не нанося лишних шрамов земле, не травмируя человека и его родственников. отводим его от «беды», в которую он попал, оказавшись хозяином не самого лучшего участка земли. Выступая в роли своеобразных нейро-психохирургов, мы помогаем людям. Если следовать изложенной теории, я обязан быть хорошим врачом. Но вот насколько я хорош как врач - это уже другая история... Архитектору я бы приписал еще и просветительскую миссию. Хотя в этой части есть проблемы: пока что не сформировалась художественная элита, на которую можно было бы равняться. И в то же время появились архитекторы, заработавшие первый миллион долларов, - факт, приятный во всех отношениях, но не дающий основания чувствовать

В одной только Америке миллионеров, по-моему, около 400 тысяч, во всем мире их еще больше. И что показательно - заработанные миллионы не мешают им стремиться к приобретению новых знаний, В этой связи хочу сказать, что мне доводилось знакомиться с людьми, не имеющими специального образования и генерирующими при этом чрезвычайно оригинальные идеи. Поэтому архитектор с высоты своего положения совсем не должен гнушаться, а наоборот, он должен уметь слушать и интуитивно угадывать желания людей.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ХАОСУ

Мы живем в счастливое время, когда профессию архитектора уже перестали воспринимать как создателей мест для сна и принятия пищи. Для меня эта профессия - способ самовыражения, разговора с миром и окружающими. Архитектура - это попытка взаимодействия с хаосом, ограничение его стенами, зданиями. Считаю, мы гораздо интересней создателей кино - они придумывают истории, а мы создаем реальность, среду для жизни, противостоим хаосу. Каждый в этой профессии находит свои способы для построения этой среды. Так что нам повезло, и мы свободны от диктата кого бы то ни было: строителей, идеологии, стиля, одной технологии. Получилось, что каждый архитектор - проводник своего стиля, насколько он преуспел в этом, настолько становится интересным его стиль. Пока есть многообразие идей, кризиса жанра не будет. И главное - есть спрос на это идейное разнообразие.

Образность в архитектуре - великая вещь, это как цитаты из книг. Например, в Берлине выстроен роскошный, технически совершенный комплекс SONI-PLAZA. И что? Пройдет каких-нибудь 10 лет, технологии уйдут далеко вперед, современные сейчас - устареют. И тогда ничего не останется, кроме функционирующих уже не самых скоростных лифтов и прочего. Еще пример. Опять-таки в Берлине на Паризер Платц французским правительством был объявлен международный конкурс на реконструкцию здания посольства. Выиграл его архитектор Кристиан де Порт-зампарк вместе со своей женой. Он соорудил лапидарный прямоугольник, в котором на первом этаже прорезал небольшие отверстия для окон и дверей, на втором и третьем этажах сделал их большими, а одну сторону этих окон срезал в направлении запада. Возле Бранденбургских ворот стоит огромный французский дом, глаза-окна которого смотрят на родину. Гениально! А средства для достижения такого эффекта минимальны. Вообще, как сказал когда-то Владилен Александрович Минченко, покойный ныне преподаватель МАРХИ: «Вот, говорят, красота - это то, что необходимо, то, что нужно и функционально. А я считаю, что красота - это когда чуть-чуть больше, чем надо..."

Проекты домов и коттеджей: http://www.konstal.ru

Рекомендуемые проекты домов: